Зонирование пространства

18 мая 2013 | Автор: | Комментарий один »

Жилище в одном из своих аспектов представляет собой замкнутое пространство, и нам важно знать принципы восприятия пространства человеком. Первое, что следует помнить - это то, что зонирование пространства и восприятие пространства сугубо относительно и зависит от многих факторов, главным из которых являются физиологические особенности человека вообще и особенности мироощущения конкретного человека в частности. Природа бесконечна, но в то же время стремится к законченности принимаемых ею форм. Так и человек: стремится объять необъятное, но не может обходиться без замкнутого пространства - только в нем он чувствует себя более или менее уютно.

Вопрос о том, в каком пространстве человек чувствует себя наиболее уютно, некорректен, так как ответ на него зависит от того, какой конкретно человек имеется в виду: кельтский воин или римский патриций, средневековый горожанин или кочевник-монгол времен Чингиз-хана, русский крестьянин или французский дворянин эпохи абсолютизма, житель Кении или Соединенных Штатов?

Так, богатые древние греки и римляне предпочитали жить в залах высотой в несколько человеческих ростов, а японский самурай превосходно чувствовал себя в комнате, до границ которой, находясь в ее центре, можно было достать мечом.

Приходилось ли вам бывать в пустом складском здании, между стен которого можно устраивать соревнования по бегу? Или в Исаакиевском соборе в Петербурге, самая верхняя точка потолка которого парит над вами на высоте около ста метров? Не испытывали ли вы в них чувства какой-то неловкости, незащищенности и рефлективного желания прижаться к стене?

Древние греки и римляне, при всей их любви к огромным пространствам храмов и палаццо, придумывали, тем не менее, всяческие архитектурные уловки для визуального уменьшения их внутренних объемов - колонны, утопленные в стены (пилястры), приставленные к ним или отстоящие от них на определенном расстоянии, всевозможные объемные украшения на стенах и потолках - барельефы, карнизы, плафоны, орнамент, отделка стен темными материалами и т. д. А приходилось ли вам бывать в монгольской или казахской юрте? Если да, не припомните ли какое-нибудь еще желание, возникшее у вас после того, как вы туда вошли, кроме желания немедленно сесть на пол или лечь, чтобы хоть таким иллюзорным способом увеличить пространство вокруг себя? Знакомо ли вам гнетущее впечатление от пребывания в комнате без окна?

Многовековой опыт проживания человека в замкнутом пространстве говорит о том, что оно обладает свойством психологического воздействия на человека и в сочетании со своим интерьером в определенной степени формирует его как личность. Замкнутое пространство может «давить», приятно обволакивать, возбуждать, умиротворять, приводить в уныние, вызывать чувство необъяснимой неуверенности и даже - страха.

Большое помещение способствует деятельному поведению человека, желанию двигаться и общаться с другими людьми, громко говорить, петь, танцевать, словом - совершать нечто. Движения души и тела в нем свободнее. Оно рассеивает внимание и активизирует абстрактное мышление. Недаром древние греки и римляне так любили большие пространства, недаром их любят и теперь самые деятельные народы. Однако они усиливают чувство в них труднее оставаться наедине с собой и сосредоточиться. Большие пространства мало пригодны для сна и отдыха, так как не способствуют расслаблению и в меньшей степени создают ощущение уюта и защищенности. Они беспокойны - в них больше движения воздуха и игры света, они активны, одним словом. Поэтому кровати в больших спальнях были с балдахинами - человеку неуютно спать в большом объеме.

Иное дело - малые пространства. Они более пригодны для жилья в физиологическом смысле этого слова, т. е. для сна, отдыха, приема пищи. Они спокойнее, уютнее, в них легче расслабиться, они более конкретны, более личностны и более «доверительны». Они плотнее обволакивают человека, их «мягкость» или «жесткость», «легкость» или «тяжесть» более ощутимы, и при слишком малых размерах они могут угнетать человека. Не случайно одним из способов наказания человека является содержание его в тесном помещении.

Восприятие замкнутого пространства зависит не только от особенностей психики человека, но и от его физиологических особенностей, а именно - от специфики восприятия этих границ человеческим глазом. А глаз человека устроен так, что угол его поля зрения, в пределах которого человек может воспринимать предмет как единое целое, не превышает 45 градусов. Нам удобно воспринимать окружающие нас предметы, в том числе и границы закрытого помещения, одним взглядом, а это возможно только на определенном расстоянии от предмета, которое зависит от его размеров.

Оптимальным для восприятия предметов считается расстояние, равное двойному наибольшему линейному размеру этого предмета. В этом случае наш взгляд охватывает его сразу, не «шаря» по нему 45-градусным лучом своего зрения и не отвлекаясь на восприятие окружающей ситуации, что позволяет нам составить полное представление о форме предмета и его характерных деталях.

Зонирование пространства

Предметы, находящиеся от нас на расстоянии, при котором они не вмещаются в наше поле зрения (тесное помещение), «давят» на нашу психику своей невоспринимаемостью одним взглядом, а находящиеся слишком далеко - вызывают желание приблизиться к ним, чтобы четче видеть их в целом. Нам неудобно видеть только незначительную часть стены, потолка или пола, что происходит в тесных помещениях, равно как и неудобно видеть всю стену или потолок сразу, не различая подробностей, из которых они состоят. В последнем случае мы видим не только эту стену или этот потолок, но и элементы, их окружающие, то есть в данной ситуации — часть соседних стен.

Такое восприятие возможно на расстоянии, превышающем наибольший размер предмета (в нашем примере - ширину или высоту стены или ширину или длину потолка) не менее чем в три раза (можете представить себе, в каких по объему помещениях это возможно). В поле нашего зрения возникает перспективная видимость стены или потолка, и они кажутся нам удаленнее, а ограничиваемое ими пространство - больше, чем на самом деле.

Вторым по значению фактором воздействия замкнутого пространства на человека является степень его «прозрачности» или «тяжести», зависящая от материалов, из которых сделаны образующие его составляющие.

Так, стены из массивного темного камня более и «тяжелые», чем из белого мрамора, и еще более - чем из дерева или тростника. Стены из необработанных бревен выглядят массивнее, чем из тесаных, а отделанные досками - легче и прозрачнее, чем последние, но тяжелее, чем оштукатуренные.

Если для выполнения каких-то функций человек нуждается в большом помещении, он придает материалу его ограждений крупную фактуру в виде, например, выступающих конструктивных или чисто декоративных элементов, или обрабатывает их особым отделочным материалом грубой структуры, или просто окрашивает в темные тона. «Обработанные» таким образом стены, потолки и полы более четко воспринимаются человеческим глазом на больших расстояниях такого помещения и визуально приближаются к смотрящему.

Зонирование пространства видео

Страниц: 1 2

Комментарии к записи " Зонирование пространства"

Посмотреть последние комментарии
  1. Как раз сейчас делаю ремонт квартиры, а именно зонирую гостиную. Превращаю ее в студию с кухней и столовой. Задача эта прямо скажу сложная. Использую перегородки из гипсокартона, многоуровневые потолки и разное по фактуре покрытие пола.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Зонирование пространства".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Facebook
Комментарии
< ?php sp_top_commentator(); ?>
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

batyanya2009@gmail.com

+380500208172

batya271

556809466

О сайте

Обширный цикл статей и обзоров по теме ремонта: ремонтно-строительные технологии, инструменты и материалы, профессиональные советы дизайнеров, отзывы специалистов-ремонтников. Нормативные документы по строительству, реконструкции и ремонту помещений. Галерея ремонтных работ и интерьеров в городских квартирах и загородных домах. Бесплатное размещение авторских статей.