Искусство икебаны

13 Ноя 2013 | Автор: | Комментариев нет »

На протяжении многих столетий цветы являлись символами различных качеств и чувств человека. Красная роза символизировала любовь, белая лилия - чистоту и непорочность, красная лилия - кровь Иисуса Христа, ландыши - слезы Девы Марии, незабудки - память и т. д. В разные времена существовали разные правила составления букетов.

Они были продиктованы направлениями моды, стилями, религиозными мотивами и другими культурно-историческими факторами. Так, с середины IX века и до середины XIII века были популярны пышные букеты, поставленные в оловянные или железные вазы, горшки и кувшины. Любимыми цветами в этот период были лилии, розы, маки, ландыши, ирисы и некоторые другие цветы.

Для Средневековья были характерны удлиненные формы вазонов и кувшинов с граненой поверхностью. Они были сделаны из стекла и специально обработанной глины, получившей название керамики и известной еще в Древней Греции. Это были годы, проходившие под влиянием католической церкви, поэтому основное предпочтение отдавалось лилии как символу целомудренности и чистоты. Для эпохи Возрождения было характерно использование ваз и кувшинов в греческом стиле (с одной или двумя ручками). Как правило, они были невысокими и симметричными. Букеты составляли из роз и многих других цветов, причем они размещались в вазе на разных уровнях - одни цветы имели длинные стебли, другие - короткие.

Творческие поиски в различных видах искусства привели к появлению нового направления в европейской культуре - стилю барокко. Он развивался с середины XVII и до последней трети XVIII века. Для него были характерны пышные букеты, в которых органично сочетались цветы, различные фрукты и иногда даже засушенные яркие бабочки. Растения помещали в высокие сосуды из стекла и фарфора в виде вазонов и ребристых чаш на длинной ножке. Почти одновременно со стилем барокко (начиная с 20-х годов XVIII века) развивался и другой стиль европейского искусства - рококо. Для букета в стиле рококо использовались разные цветы, помещенные в невысокую круглую вазу, выполненную из хрупкого фарфора или хрусталя изысканного литья. Высота букета должна была быть в несколько раз больше, чем сама ваза.

Эпоха классицизма принесла новые требования к составлению букетов. Теперь это был большой букет, поставленный в вазу с узким горлом. Особое предпочтение отдавалось классическим красным розам без листьев, которые сочетались с целомудренными лилиями или утонченными нарциссами. Признаком хорошего вкуса считалось сочетание роз с несколькими пшеничными колосьями. Формы ваз и материалы, из которых они изготавливались, оставались такими же, как и в эпоху барокко и рококо.

Шли годы, на смену одному направлению приходило другое. В XIX веке было принято делать большие пышные букеты, в которых цветы сочетались с различными аранжировочными элементами: павлиньими перьями, высушенными пальмовыми листьями и экзотическими растениями. Такие букеты обычно украшались лентами, кружевами и другими элементами. Они выглядели очень торжественно и даже несколько неестественно.

XX век открыл новые перспективы в развитии фитодизайна - искусства оформления интерьеров с помощью цветов и декоративных растений, составления композиций из срезанных цветов. Начало XX столетия было ознаменовано многочисленными модернистскими течениями в европейской культуре. Они не могли не повлиять на искусство составления букетов, причем во многих европейских странах оно развивалось по-разному.

Кроме классических роз, ирисов, лилий и других цветов, стали применяться ярко-розовые цикламены, белые каллы, гладиолусы и др. Изменилась и форма ваз. Теперь они могли быть разной высоты, однако их объединяли гибкие обтекаемые формы. Стали применяться вазы из однотонного цветного стекла. Мировую известность приобрело японское искусство составления композиций из растений - икебана. В ней все элементы композиции (растительные материалы, ваза и аксессуары), их величина и объем должны были особым образом сочетаться и гармонировать друг с другом.

Каждую композицию, как правило, составляют 3 основных элемента, три ветки, символизирующие главные стихии мира: небо - «син», человека - «соэ» и землю - «хикаэ». Ветка, символизирующая небо, должна быть самая большая, символизирующая человека - немного меньше, а землю - очень маленькой. Эти элементы должны сочетаться с размерами вазы. Если сосуд маленький, то основная ветка - «син» - должна быть одной величины с ним. При составлении букета в вазе средней величины «син» должна в полтора раза превышать ее размер.

Если же для создания композиции используется большой сосуд, то ветка «син» должна быть больше его в 2 раза. Размер ветви, олицетворяющей человека («соэ»), составляет 3/4 величины 3/4 ветки «син». Самая маленькая ветвь - «хикаэ» - должна равняться 3/4 ветви «соэ». Ветви следует опустить в воду, предварительно наискось подрезав концы. Цветы, которые будут использоваться в композиции, так же следует подготовить. Их подготовка также заключается в обрезании концов стеблей под углом.

При составлении икебаны большое внимание уделяется углу наклона цветов и веток. Его величина может колебаться от 15-75° к горизонтали. Если для составления композиции используется низкая ваза, то общий силуэт икебаны может быть как наклонным, так и вертикальным. При наклонной форме ветвь «син» должна быть отклонена вправо под углом 45°. Ветвь «соэ» следует направить влево под углом 15°, а самую маленькую - «хикаэ» - нужно расположить рядом с «син» под углом 75°. В том случае, если композиция задумана в виде вертикальной формы, то ветвь «син» должна быть отклонена влево на 15°, «соэ» - также влево на 45°, а «хикаэ» - вправо на 75°. При этом все элементы икебаны должны быть направлены вперед.

В низких вазах композицию укрепляют, накалывая ее элементы на основу. Если же композиция располагается в высокой вазе, то ее можно закрепить, используя различные приемы. Так, можно укрепить внутри вазы или корзины в виде креста 2 палочки, представляющие собой отрезки гибких веток. Такие крепления очень хорошо помогают удержать всю композицию. В отдельных случаях к палочкам можно прикрепить (привязать) одну из веток и после этого поставить в вазу. Существует и еще один способ: ветка подрезается и вставляется в вазу таким образом, чтобы поверхность наклонного среза плотно прижималась к ее стенке. При выполнении икебаны следует придерживаться некоторых правил.

  1. Перед тем как составить композицию, нужно заблаговременно приготовить все необходимые предметы.
  2. При освоении искусства икебаны сначала следует научиться устанавливать ветви и лишь после этого - цветы и другие элементы букета.
  3. Главную роль в композиции, как правило, играет ветка «син». Она должна быть самой высокой и красивой.
  4. Следует заранее продумать, как она будет расположена, под каким углом, с чем будет сочетаться и т. д.
  5. Если для работы выбраны слишком густые ветви, то их следует проредить, оставив самые красивые и изящные.
  6. Цветки, листья и ветки не должны заслонять друг друга.
  7. Чтобы полый стебель не сломался, в него рекомендуется вставить тонкую палочку или проволоку.
  8. Когда икебана готова, необходимо проследить за тем, чтобы ваза стояла так, как было задумано.
  9. При составлении композиции не рекомендуется использовать большое количество цветов. Необходимо помнить, что главное в икебане - смысл и асимметричность формы.
  10. 10. Чтобы травянистые стебли не рассыпались, их можно связать толстой ниткой.
  11. 11. Для того чтобы крупные и толстые ветки были устойчивы стояли в вазе, перед началом работы их следует обрезать, заострить и слегка раздробить их концы.
  12. 12. При составлении композиции рекомендуется следить, чтобы листья не были залиты водой. Они должны быть обращены к зрителю только своей лицевой стороной.
  13. 13. Чтобы композиция была устойчивой, самую большую ветку можно прибить гвоздями к дощечке или крестовине, а с помощью наколки прикрепить более мелкие элементы.

Русские, европейские и восточные традиции составления композиций из садовых, полевых и комнатных цветов в наше время широко используются при оформлении современных квартир. Однако следует помнить, что живые садовые срезанные цветы быстро увядают. Поэтому при фитодизайне спальни основное предпочтение следует отдавать комнатным растениям, которые живут в течение нескольких лет. Из садовых цветов рекомендуется для срезки выбирать такие, которые могут долгое время стоять в воде, не теряя своих декоративных свойств. Это, например, различные виды хризантем, астры, гвоздики, розы и некоторые другие.

Нужно понять, под каким углом зрения, на каком уровне цветы и аранжировки будут выглядеть наилучшим образом. Их следует размещать так, чтобы они смотрелись наиболее выразительно. Поэтому необходимо точно направить на них световой поток искусственного освещения. Очень важно также выбрать правильный фон. Контрастный фон будет привлекать внимание к композиции в целом, а нюансный даст возможность подробно ее рассмотреть.

Не менее важно подобрать подставки и вазы для цветов. Рассматривая ту или иную композицию из цветов или комнатных растений, можно невольно задуматься о значении, которое придавал ей автор. Она вызовет у вас определенные ассоциации и чувства, воскресит в памяти какие-либо события вашей жизни и т. д. Такие композиции способны отражать внутренний мир человека, его мировосприятие и эстетические чувства.

При оформлении растениями отдельной комнаты или всей квартиры в целом желательно руководствоваться не только личным вкусом и жизненным опытом, который включает в себя интуитивное умение красиво и правильно расставить цветы или создать гармоничную растительную композицию, но и знанием законов аранжировки. Так или иначе, каждый может попытаться выразить свои чувства через творчество и создать, например, из сухих трав своеобразную композицию, которая в течение долгого времени будет украшать гостиную и придавать ей неповторимый вид.

При разработке проекта украшения спальни можно создать такие композиции и аранжировки, которые будут соответствовать определенным темам. Существует много универсальных тем, которые могут быть отображены в цветочных композициях. Они должны выражать состояние человека, его настроение, вызвать определенные чувства: радость, надежду, ожидание, скорбь, грусть и др. Это могут быть темы, посвященные временам года: зимний, весенний, летний и осенний этюды, имеющие каждый свое поэтическое название.

Особенно кстати всегда бывают праздничные аранжировки («Новый год», «День Победы», «День рождения» и др.). Название композиции может зависеть от материалов и предметов, которые использовались при ее создании, например «Хрустальная сказка», «Керамический этюд» и др. Можно придумать много интересных и необыкновенных композиций, способных привнести в интерьер спальни своеобразие и уют.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Искусство икебаны".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Facebook
Комментарии
< ?php sp_top_commentator(); ?>
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

batyanya2009@gmail.com

+380500208172

batya271

556809466

О сайте

Обширный цикл статей и обзоров по теме ремонта: ремонтно-строительные технологии, инструменты и материалы, профессиональные советы дизайнеров, отзывы специалистов-ремонтников. Нормативные документы по строительству, реконструкции и ремонту помещений. Галерея ремонтных работ и интерьеров в городских квартирах и загородных домах. Бесплатное размещение авторских статей.