Потолок в квартире

27 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Самое больное место в типовых квартирах и домах - потолок. Во-первых, потому что обычно небольшая высота потолка над уровнем пола, равная 2,5м, по законам оптического восприятия ограничивает наши фантазии, связанные с его отделкой.

Во-вторых, он часто бывает неровным, так как в большинстве случаев плиты междуэтажных перекрытий в многоэтажных домах или плиты покрытии в одноэтажных, нижняя часть которых и является потолком, стыкуются неровно, швы между ними заделываются небрежно, плюс ко всему плиты укладываются не всегда строго горизонтально. Отделка потолка - довольно трудоемкое и специфичное дело. Поэтому и вариантов его отделки значительно меньше, чем вариантов отделки стен.

Возьмем, например, фактор высоты потолка. Как и почему он влияет на выбор вида отделки потолка? Рисунок и текстура любой поверхности оказывают влияние на ее восприятие: чем они ярче, крупнее, и рельефнее, а значит, заметнее, тем ближе к нам кажется поверхность. Это «тем ближе» особенно ощутимо для объектов, находящихся над головой человека. Вспомните, как низко висят над головой звезды на безоблачном небе ночью, когда сухой и прозрачный воздух задерживает минимум света от них. Они кажутся нам ближе, чем огни каких-нибудь земных объектов на горизонте ночного неба. То же - со стенами.

Тесные стены мы еще как-то можем терпеть. Мало того - на многих из нас они действуют успокаивающе в некоторых ситуациях: кое-кто, например, засыпает в постели быстрее, если находится лицом к стене. Но вот низкая «крыша» над головой буквально давит на нас и на нашу психику, не правда ли? Смотреть на третью полку, лежа на второй в плацкартном вагоне поезда, вовсе не хочется - уж лучше повернуться лицом к перегородке, на которой они закреплены.

Почему это так - то ли из-за особенностей нашего вестибулярного аппарата, то ли еще из- за чего-то - разбираться не нам. Для нас важен факт, из которого вытекает, что при одинаковом расстоянии до окружающих нас стен и до потолка, нам кажется, что последний находится к нам ближе, чем стены. Особенно остро, по вполне понятным причинам, ощущают этот феномен высокорослые люди. В жилищах, где потолки объективно невысоки или кажутся нам невысокими, необходимо максимально зрительно удалить их вверх, для чего они должны быть:

  1. Светлыми.
  2. Ровными.
  3. Гладкими.

На этих трех «китах» и должны «покоиться» невысокие (до 2,5 м) потолки. Никаких обоев с рисунками, облицовочных плит, реек, лепных муляжей и прочих украшательских «вольностей» не должно быть на невысоком потолке, если вы не хотите, чтобы он не давил вам на голову!

Каждая завитушка рисунка, каждая линия шва, каждая - пусть даже художественная - неровность делает его ниже оптически и визуально уменьшает вертикальный пробел между ним и полом. Поэтому лучшим способом лицевой отделки невысокого потолка может быть только его побелка или окраска белой краской.

И еще одно, что не следует забывать при выборе материала для отделки потолка: потолок является самой активной зоной взаимодействия воздуха с ограждениями помещения. Первые признаки неблагополучного микроклимата жилища проявляются именно на потолке. Под ним скапливается воздух жилища, вобравший в себя его тепло и влагу, его далеко не всегда чистые паровые и газообразные выделения. К нему устремляется пыль, теплообмен между его поверхностью и воздухом происходит интенсивнее, чем на других поверхностях комнаты.

И все это значит, что он принимает на себя основной экогенезный удар жилища. И чем ниже потолок, тем сильнее этот удар по нему. Поэтому еще одним главным требованием, которому должен соответствовать потолок, является то, что он должен хорошо дышать, и дышать тем лучше, чем он ниже. А это значит, что для его наружного слоя отделки не должны применяться отталкивающие и воздухонепроницаемые материалы, на которые так богата химическая промышленность.

К числу нездоровых отделочных материалов, помимо различного рода пластиков, можно отнести стекло, металл, натуральные и искусственные изделия из камня, лакокрасочные покрытия, образующие при высыхании пленку. Все эти и подобные им материалы имеют право быть на потолках только вспомогательных помещений жилища.

Лишь в одном случае применение их в жилых помещениях может быть оправдано: когда они используются для отделки так называемых подвесных потолков, т. е. потолочных конструкций в виде легких плит, закрепленных на балках или непосредственно на несущих плитах перекрытия с помощью различных крепежных приспособлений таким образом, что между потолком и несущим перекрытием возможна постоянная циркуляция воздуха через специальные крепежные отверстия или швы отделочных элементов.

В типовых жилых домах такие потолки почти не применяются, а их устройство в качестве основания для жестких отделочных материалов - довольно трудоемкое, дорогое и ответственное мероприятие в силу того, что конструкция крепления подвесного потолка должна быть чрезвычайно надежной.

Ну а что делать, спросите вы, если потолок в доме сделан неровно? Это действительно - острая проблема, решить которую после вселения в дом бывает достаточно сложно. Можно попробовать оклеить потолок листами белой плотной бумаги (встык), а затем окрасить ее белой клеевой краской; можно попытаться выровнять его специальным клеевым раствором штукатурки пылеватой консистенции. Можно, наконец, прибегнуть к наклейке на него тонких пенопластных декоративных плит, но в свете вышесказанного все это не очень желательно для невысоких потолков.

Гораздо больше возможностей для соответствующей вкусам и желаниям жильцов отделки представляется для потолков высотой более 2,5 м. При высоте потолка 3 м и более можно при необходимости поварьировать его цветовое оформление.

Если комната узка и потолок кажется очень высоким, можно отделать его обоями темного пастельного тона, окрасить темной краской или отделать, например, пленочными или плиточными синтетическими материалами, имитирующими древесину или темный мрамор. Лепные карнизы или потолочные плинтусы, накладные фризы, окаймляющие верхнюю часть стен, муляжные декоративные плафоны в месте крепления светильника потолку, и другие лепные и резные формы и отделочные детали визуально понизят потолок. Важно только соблюдать чувство меры, и помнить следующее.

  1. Потолок должен быть всегда скромнее стен и пола.
  2. Желательно, чтобы потолок был светлее стен и пола.
  3. Разрисовка его узорами не должна быть сплошной, а локализована по его углам или краям или вокруг подвесок светильников, а сами узоры не должны быть слишком яркими и пестрыми.
  4. Потолок в жилой комнате должен дышать.

Из сказанного вовсе не следует, что отделке потолка можно уделять меньше внимания, чем отделке остальных пяти площадей, составляющих объем помещения, - пола и четырех стен. Потолок является важнейшей для зрительного    восприятия площадью интерьера, так как в отличие от остальных площадей он свободен от мебели и других видов обустройства помещения - оконных и дверных проемов, ниш, печных и каминных выступов, пилястр, декоративных предметов и покрытий.

В принципе он может быть отделан всеми видами облицовочных материалов, которые традиционно используются для стен и пола, но при условии, что он достаточно высок - раз, и что материал и стиль его отделки определенным образом сочетаются с материалом и стилем отделки пола или стен - два.

Главный принцип, который должен быть положен в основу стиля отделки потолка, заключается в том, что потолок не должен диссонировать с общим впечатлением от помещения.

Особое внимание при этом следует уделить стилевому единству оформления стен и потолка. Стены должны как бы стилистически плавно переходить в потолок, не образуя резких оптических границ с ним. В противном случае потолок должен гармонировать с полом - прием достаточно тонкий для применения и подходящий только для особых конфигураций ограждающих площадей помещения.

Стилевое единство отделки стен и потолка или пола и потолка отнюдь не обозначает всенепременную идентичность отделки. Основными составляющими этого единства являются: гармоничность цветовых и фактурных сочетаний применяемых отделочных материалов; общность стилевых приемов и ясность создаваемого образа интерьера. Если вы решили, например, отделать помещение в деревенском стиле, то обивка стен деревом должна найти продолжение в отделке потолка, но это не обязательно, если вы не хотите, чтобы интерьер комнаты выглядел примитивным и скучновато-монотонным.

В этом случае вы можете не отделывать потолок сплошь древесиной, а соорудить на нем имитаторы прямоугольных балок (не менее трех), сбив их из досок или использовав имитаторы из пластика, а ниши между ними окрасить меловым раствором, белой или охристой краской. Такой потолок будет выглядеть очень свежо, динамично и вполне в духе стиля «кантри».

Кстати, о балках. Потолочные балки - довольно эффектный элемент выразительности потолка в интерьере деревенского стиля или ретро. Если они являются конструктивным элементом потолка, следует с самого начала строительства подумать, стоит ли их зашивать облицовкой. При соответствующем количестве и обработке они могут служить достойным украшением потолка, превращая его из простой плоскости в выразительную строительную конструкцию, не претендующую на изыск, но вполне вписывающуюся в простой и грубоватый стиль сельского

Для включения балок в интерьерный ансамбль важно, чтобы их было не менее трех, - только в этом случае возникает динамика и рядность. Одна балка выглядит досадной строительной нелепостью, две не говорят вам ничего, кроме того, что так, наверное, не от хорошей жизни нужно для конструкции дома, три и более - это уже архитектурный шаг.

А раз шаг, то он должен быть соблюден и в правильном чередовании межбалочных площадей потолка - они должны быть равными и симметричными по отношению к стенам, т. е. площади между балками должны быть равны между собой - это во-первых, а площади между балками и ближайшими к ним стенами должны не только отвечать этому условию, но и быть вполовину меньше межбалочных - это во-вторых.

Если потолочные балки существуют в вашем доме в «обнаженном» виде и отвечают оговоренным выше условиям раскладки, смело выделяйте их окраской или оригинальной обшивкой из общего цветового или фактурного фона потолка. Сооружая искусственные балки в декоративных целях, делайте это так: стыковые швы досок должны быть незаметными снизу; балки должны обязательно доходить до стен и при этом стыковаться со стенами таким образом, чтобы не было и тени сомнения в том, что они опираются на стены и держат потолок, а не висят пригвожденные к нему.

При использовании имитаторов балок и искусственных материалов, имитирующих древесину, камень, стекло, кожу, текстиль, гипсовую лепку и т. д., потолок должен быть достаточно высок для того, чтобы зрительно невозможно было отличить заменители от тех материалов, которые они имитируют.

Стены, оклеенные обоями, также не обязательно должны перекликаться с потолком по виду и характеру своей отделки - скорее» наоборот, так как оклейка стен и потолка обоями одного вида придает помещению, как и в случае облицовки этих обеих составляющих древесиной, камерный и монотонный вид. Наилучший вариант отделки потолка в этом случае - окраска или облицовка декоративной штукатуркой.

Деревянный потолок в сочетании со стенами, окрашенными в легкие, светлые тона или оклеенными светлыми обоями, смотрится тяжеловесным и чужеродным по отношению к стенам элементом. То же самое относится к отделке из металлических и каменных плиток. Стекло, особенно зеркальное, смотрится легче, но потолок, отделанный им, гармонично смотрится только в сочетании со стенами, отделанными блестящими материалами, такими как керамические плитки, полированные каменные плитки или их синтетические заменители, глянцевая штукатурка или блестящий пластик.

Потолок не должен выглядеть массивнее стен - он должен легко опираться на них, а не лежать на них массивной и тяжелой плитой.

Особое впечатление оставляет помещение, в котором потолок перекликается по оформлению с полом. В подобных сочетаниях он как бы является материальным отражением пола - эксперимент для жилища довольно рискованный в дизайнерском плане, но не лишенный интереса и оригинальности и, может быть неплохим выходом при исправлении таких дефектов потолка, как неровности, глубокие монтажные швы, трещины и т. п. «Идеологические» расхождения с отделкой стен здесь не играют существенной роли - она возмещается гармонией с полом.

Например, при паркетном покрытии пола потолок также может быть отделан по образу и подобию паркета, в случае коврового покрытия пола потолок может быть оклеен фетровыми обоями или другими видами обоев, имитирующих текстиль, или обит текстилем. Главное, чтобы цвет и рисунок покрытий пола и потолка совпадали в основных деталях, но потолок при этом был немного светлее пола. Имейте в виду, что при таком ансамбле потолка и пола, помещение кажется шире, чем оно есть на самом деле.

Вариантов отделки потолка достаточно много - гораздо больше, чем возможностей их адекватного применения в соответствии с объемной планировкой помещения. Основным условием при любой отделке должно быть только одно: потолок не должен нависать над помещением и давить на человека, а для этого нужно сообразовывать фактуру и цвет отделки потолка с его площадью, с высотой стен помещения и стенных проемов.

Рельефный потолок, выполненный, например, в виде облицовки квадратными плитками ячеистой формы, требует приличной общей площади. Если, например, окна и двери в комнате очень высокие и дотягиваются почти до потолка, не стоит делать потолок темнее стен - так вы можете создать иллюзию подпирания оконными и дверными проемами и потолка. В таких случаях, напротив, стены должны плавно переходить до цветовой тональности в потолок.

Эффект нависания - одна из основных проблем, с которой можно столкнуться, выбрав неудачный вид отделки потолка. Тем не менее, его можно значительно смягчить, придав сочленениям потолка со стенами закругленные формы. Это выполняется с помощью крепления на стыках потолка со стенами специальных угловых профильных изделий из гипса или пластика (фризов) с овальной лицевой поверхностью.

Более радикальным способом придания потолку легкости является применение сводчатых (арочных) или купольных конструкций с последующей обшивкой их отделочными материалами. Несущие арочные балки или фермы - довольно сложные по выполнению и по форме сооружения. Гораздо проще применить обычные способы плоского потолочного покрытия помещения, а затем уже прикрепить к нему арочные балки для последующего вывода свода с помощью элементов обшивки. Аналогичным образом можно поступить, переделывая существующий плоский потолок в купольный или сводчатый.

Вообще же, потолок - весьма консервативная в смысле отделки сфера интерьерного творчества; в жилище - особенно. При проектировании общественных и производственных зданий архитекторы более смелы в отношении использования дизайнерских трюков при оформлении потолка. Почему бы и вам не поэкспериментировать с ним, если не самому, то с помощью профессионалов?

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Потолок в квартире".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Facebook
Комментарии
< ?php sp_top_commentator(); ?>
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

batyanya2009@gmail.com

+380500208172

batya271

556809466

О сайте

Обширный цикл статей и обзоров по теме ремонта: ремонтно-строительные технологии, инструменты и материалы, профессиональные советы дизайнеров, отзывы специалистов-ремонтников. Нормативные документы по строительству, реконструкции и ремонту помещений. Галерея ремонтных работ и интерьеров в городских квартирах и загородных домах. Бесплатное размещение авторских статей.