Стили интерьера — развитие

13 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Мебель романского стиля характеризуется в противовес античной массивностью и солидностью - в этом стиле приоритетом является ее устойчивость и надежность. Из мебельного декора исчезают изображения зверей и людей, отвергнутые ранним христианством как признак язычества и идолопоклонства.

На смену им приходит затейливая, но грубоватая плоская резьба. Появляется металлическая кованая фурнитура - замки, петли, скобы, накладки, - которая служит и для укрепления мебели, и для ее украшения.

Древесина, идущая на изготовление мебели, обрабатывается грубо; мебельные опоры и ножки (трудно называть ножками широченные доски и столбики, используемые в мебели романского стиля) - чрезвычайно тяжеловесны и прямолинейны. Получают распространение шкафы, напоминающие фронтоны романских зданий с двускатным верхом, и мощные крепкие сундуки со слегка закругленной крышкой - первого символа накопительства наступающей эры прагматизма, используемые не только по прямому предназначению, но и для сидения, и в качестве стола.

Готический стиль, охватывавший период с XIII до XV столетия, характеризуется сочетанием массивных рамных конструкций втулочного соединения с тонкими заполнениями в виде резных филенок-складок, положивших начало постепенному вытеснению массивной мебели.

Техника обработки древесины существенно улучшена, изготовление мебели становится дешевле, а сама она - доступнее большему количеству людей, нежели в предшествующие времена. В этот стилевой период был изобретена скамья со спинкой - прообраз будущего дивана. Все большее распространение получают шкафы, так как появляется больше людей, у которых есть что туда положить.

Мебельные мастера позднего средневековья впервые уловили способ визуального облегчения остававшихся все еще массивными мебельных конструкций резными вставками и типичными для тех времен складчатыми филенками. Рамные конструкции с заполнителями, берущие свое начало в готическом стиле мебели, дошли до нашего времени (разумеется, со стилевыми изменениями), и мы можем видеть их в современных филенчатых дверях или в филенчатой мебели.

Стили интерьера

Мебель в стиле ренессанс (около 1500-1650гг.), как и мебель романского и готического стилей, выделяется тяжеловесностью, но в отличие от них уделяется гораздо большее внимание декору. Из школьных учебников вам известно, что Ренессанс (буквально - возрождение) возник на почве ностальгии по античному искусству и во многом следует его традициям, преломленным, однако, в свете нового культурного и технологического опыта европейской цивилизации XVI-XVII вв.

Мебель предшествующих ренессансному стилей всегда заимствовала что-то у архитектуры зданий (колонноподобные ножки стульев и кроватей - в антике, фронтонообразные фасады шкафов - в романике, оконнообразные рамные конструкции - в готике); в мебельном ренессансе - прилежном ученике антики - влияние архитектуры становится еще более ощутимым. Орнаментальные профили и элементы зданий (такие, как пилястры колонн, карнизы, фризы) отчетливо просматриваются в мебельных изделиях эпохи Ренессанса.

Корпусная мебель (сундуки, шкафы) становится похожей на архитектурное сооружение в миниатюре, выполненное с соблюдением основных конструктивных канонов архитектуры зданий с явно выраженной фасадной частью. Резной орнамент мебели становится крупным и рельефным, перекликаясь по форме и стилю с лепным орнаментом фасадов зданий.

«Локоны» ионических капителей колонн, резные розетки и маски как центры симметрии фасада, и цоколи, своды и архитравы - непременные атрибуты сооружений в духе Ренессанса. Снова входят в моду ножки в виде звериных лап, однако, в отличие от античного стиля, доминируют все же опоры-колонны.

В качестве материала для изготовления мебели начинает использоваться древесина ореха и каштана, более легкая и красивая по текстуре, чем древесина дуба. Создается «деловой» вид мебели - кабинеты (предшественники современных секретеров). Сундуки постепенно вытесняются шкафами.

Стиль барокко (XVII в.) - это роскошь и пышность декора. Непременным атрибутом мебели в стиле барокко является орнамент, который отличается от тяжеловесного и очень рельефного ренессансного орнамента легкостью и конкретностью рисунка, тонкостью и проработанностью линий, более организованным распределением по поверхности и более овеществленными сюжетными мотивами с изображениями птиц, животных, ветвей деревьев, фруктовых плодов, ангелоподобных существ и т. д. Сам орнамент начинает использоваться, как привнесенный в мебель элемент, изготавливаемый отдельно от мебельных деталей и накладываемый на отделку.

Мебельные формы приобретают более замысловатые линии; традиционно плоский верх корпусной мебели стиля в барокко трансформируется порой в изогнутый. То же самое происходит с боковыми гранями - часто, если не сказать по преимуществу, они приобретают криволинейные очертания. Архитектурные детали в виде пилястр и колонн все еще используются в мебели этого стиля, но просматриваются уже не так отчетливо и назойливо, как в мебели Ренессанса.

Заметно изменяется форма ножек корпусной мебели: они становятся выше и изящнее, нежели мебельные ножки предшествующих стилей. Ножки столов и стульев утончаются, появляются ножки-балясины (точеные столбики с опорными элементами, используемые теперь в основном для устройства лестничных ограждений с перилами).

Изобретается способ фанеровки мебели, используется фанера из древесины орехового дерева, иногда - в сочетании с фанерой из других видов древесины. Мебель барокко очень светлая - для ее окраски используются светлые лаки и окраска накладных деталей орнамента под цвет золота. Появляются и становятся модными комоды с многочисленными ящиками и комоды с надстроенными шкафчиками - предшественники сервантов.

Стили интерьера

Стиль рококо унаследовал от барокко пышность и роскошность форм, придав им черты изощренной утонченности и пресыщенности. Наиболее яркое и классическое воплощение рококо получил во Франции в период правления Людовика XV (1715-1774), в связи с чем французская ветвь рококо называется иногда его именем (стиль Людовика XV). Мебель рококо была распространена во всей Европе, в том числе и в Российской империи (не забывайте, что прерогативой стильной мебелью всегда обладали правители государств, княжеств, феодальных поместий и вельможная знать; в России - тем более).

Мебель стиля рококо замечательна изяществом, элегантностью и витиеватостью форм. Прямоугольные рамные конструкции, так долго господствовавшие в мебельном искусстве, в рококо окончательно уступают место многоступенчатым несущим рамным окантовкам, изогнутым в плавные, волнообразные линии. Изящнее и стройнее становятся ножки стульев, кресел и столов; корпусная мебель становится менее тяжеловесной, хотя во многом повторяет еще находки барокко. Отличительной чертой мебели рококо наряду с изогнутостью профилей, являются высокие сплошные спинки и закрытые подлокотники.

Претерпел изменения в рококо и орнамент, который приобретает вид сплетений повторяющихся или идентичных элементов - листвы, геометрических фигур и т. д., сочлененных порой с большим художественным мастерством и вкусом. Значительное место в декоре мебели начинает занимать ленточный орнамент, выступающий или в качестве завершающего орнаментальную композицию декора, или как самостоятельный и единственный элемент орнаментной окантовки мебельной детали.

Развивается такой вид декора, как инкрустация из металлов и набивочные узоры на тканях. Ткань как обивочный и декоративный элемент впервые широко внедряется в мебельное производство именно в период господства рококо. Любимые цветовые тона мебели - светлые, любимые цвета обивки - белый и золотой. Тем не менее, рококо не чужда и мебель из темных пород древесины - красного дерева, палисандра, пальмового дерева.

Особенно много нового принес рококо в модельный ряд мебели. Мебель для сидения становится преимущественно мягкой, для ее обивки используются тончайшие и дорогие ткани. Появляются застекленные шкафы-витрины - провозвестники современных горок.

Распространяется и входит в моду специализированная мебель: хитроумные дамские секретеры с множеством ящичков и тайников для писем, лент или булавок, со складными зеркалами, кофейные столики и столики для завтрака в постели, ночные прикроватные столики, письменные и швейные столы,  угловые комоды и т. д. Кресла и стулья отличаются широкими сиденьями и спинками. Излюбленной мебелью для отдыха становятся канапе - небольшие диваны с высоко поднятыми спинками.

Бурные политические и идеологические подвижки в Европе в конце XVIII столетия привели к переоценке культурного и художественного наследия прошлых времен, выразившейся в стремлении к возрождению в искусстве и архитектуре классических античных ясных и четких линий и форм. В мебельном искусстве, как и в других видах искусства, наступил период классицизма, характеризующийся возвратом к прямым линиям и четким членением конструктивных элементов, копирующих архитектонику (закономерности построения) античных сооружений.

Четырехгранные или круглые ножки столов и стульев, прямоугольные остовы комодов и шкафов, карнизы и пилястры, розетки и скульптурные колоннады - весь этот антураж античной архитектуры снова привлекается на вооружение мебельными мастерами.

Классический стиль. В комодах, письменных столах, секретерах, дамских бюро доминируют плоские поверхности. Спинки и сиденья мягкой мебели становятся по большей части прямоугольными. Одно из поздних течений классицизма - ампир (первая четверть XIX в.), возникшее в наполеоновской Франции, углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков. Наряду с античной монументальностью привносимых в мебель форм, используются приемы древнеримского и даже древнеегипетского декора - «звериные лапки», сфинксы и т. д.

В отличие от барокко и рококо, классицизм почти равнодушен к изощренному витиеватому орнаменту, предпочитая ему более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента лавровых гирлянд и сплетений цветков - излюбленный декор древней греко-римской цивилизации.

Поверхности мебели отделываются преимущественно фанеровкой из красного дерева в сочетании с более светлыми древесинами туи, палисандра и другими экзотическими породами древесины. Для классицизма характерно стремление к многоцветию в отделке мебели. Ведущие декоративные цвета - золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком.

Широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный, голубой и зеленый.  Из новых типов мебели к достижениям классицизма можно отнести письменные столы и секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг и бумаг.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Стили интерьера — развитие".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Facebook
Комментарии
< ?php sp_top_commentator(); ?>
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

batyanya2009@gmail.com

+380500208172

batya271

556809466

О сайте

Обширный цикл статей и обзоров по теме ремонта: ремонтно-строительные технологии, инструменты и материалы, профессиональные советы дизайнеров, отзывы специалистов-ремонтников. Нормативные документы по строительству, реконструкции и ремонту помещений. Галерея ремонтных работ и интерьеров в городских квартирах и загородных домах. Бесплатное размещение авторских статей.