Развитие стилей интерьера

16 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Стиль бидермейер. В период буржуазных революций в Европе во второй четверти XIX в. мебель аристократических стилей трансформируется под влиянием буржуазного прагматизма и становится достоянием более широких масс зажиточного населения. Наиболее яркое воплощение новые буржуазные тенденции в мебельном искусстве получили в стиле, распространившемся в Германии, Австрии ж других европейских странах, в том числе и в России.

Стиль бидермейер не произвел переворота в мебельном искусстве - он явился следствием буржуазной практичности в отборе и сочетании наиболее привлекательных с точки зрения бюргера форм и предшествующих стилей. Главной отличительной чертой мебельного стиля бидермейер становится не декоративность, а практичность, т. е. функциональность мебели - тенденция, сохранившаяся до наших времен.

Конечно, формы воплощения этой тенденции в стиле бидермейер далеки от нынешних - не следует забывать, что он возник не на самостоятельном культурном плацдарме, а вследствие преемственности аристократических культурных традиций растущим буржуазным слоем населения, во многом стремившемся тогда подражать высшей знати. Из стилей прошлых эпох в бидермейере прижились плавные изогнутые формы рококо, привлекавшие бюргера аристократическим изяществом и утонченностью.

В то же время золотистая мишура отделки мебели стиля классицизма претит демократическому вкусу выходцев из народных глубин, которые ценят в мебели уют и комфорт. Деловой бюргер предпочитает швейные столы и буфеты, а после трудов праведных любит отдохнуть на глубокой и мягкой софе, которая становится излюбленной принадлежностью меблировки буржуазного дома.

Развитие стилей интерьераБидермейеру не чужд орнамент, и здесь, как и в мебельных формах, он не совершил открытий, используя мотивы чуть ли не всех стилей, но его орнамент более сдержан по рисунку и насыщенности.

Бидермейер, как уже упоминалось, - довольно эклектичный стиль, в котором трудно выделить отдельные новые отличительные черты. Смешение стилей и упрощенное подражательство как раз и являются общим признаком мебели бидермейер.

Тем не менее для нас он интересен тем, что был первой попыткой приспособления форм аристократической мебели для нужд буржуазного дома, а знаменателен тем, что на долгие последующие годы определил прием сочетания в мебели элементов различных уже пройденных стилей, до сих пор реализующийся и современном мебельном искусстве под обобщенным названием стиля ретро.

Современные стили интерьера. Дальнейший путь мебельное искусство проходит во второй половине XIX в. в духе реанимации традиций классических стилей (под классическими в данном случае подразумеваются стили антика, готика, ренессанс, барокко, рококо и классицизм), с одной стороны, и под влиянием реформаторских движений, связанных преимущественно с английскими дизайнерами и осуществлявшихся под лозунгом соединения искусства с промышленным производством, с другой.

С одной стороны, мебельное искусство подвержено сильному влиянию классики, в частности - рококо, проявившейся в течении, названном нео-рококо. Реминисценции в духе Бидермейера дали направление для формирования некоторых отдельных стилей европейской мебели XIX в. В Австрии в 50-х гг. венским мастером Михаэлем Тонетом был открыт способ гнутья круглой древесины бука, положенный в основу промышленного изготовления легкой и прочной мебели в стиле рококо.

Мебель этого типа, отличавшаяся искусно согнутыми круглыми конструктивными элементами, изготовленными преимущественно из древесины бука, получила название «венской» и стала на долгие годы очень популярна в Европе, в том числе и в России. Французское течение нео-рококо было названо стилем Наполеона III.

Элементы антики и готики оказали сильное влияние на мебель, пользовавшуюся популярностью в аристократических и буржуазных домах Англии во второй половине XIX в. и названную по имени правящей королевы «викторианской».

С другой стороны, вторая половина XIX в. отмечена реформаторскими движениями в мебельном дизайне. Создаваемая основоположниками этого движения мебель отличалась функциональностью, рациональностью конструкции, индустриальностью форм, заменой «растительного» орнамента стилизацией в виде вязи элегантно изогнутых абстрактных линий.

После Всемирной промышленной выставки в Париже (1900 г.) новации дизайнеров направлений «Искусства и ремесла» и «Новое искусство» стали выделять как новый самостоятельный стиль в мебельном искусстве. Движения «Искусства и ремесла» и «Новое искусство» во многом определили направление развития мебельного дизайна XX столетия.

Потребность в механизации и массовости производства мебели в XX в. привела к упрощению форм отдельных составляющих мебельных изделий элементов при одновременном усложнении их совокупной формы и стремлении к оригинальности. Мебельная продукция начинает четко разделяться на массовую мебель и единичную с использованием ручной обработки отдельных деталей.

Развитие стилей интерьераДизайн стиля модерн, господствовавший в 20-е годы, ориентировался исключительно на создание новых форм, полностью игнорируя приемы предшествующих стилей и такой важный художественный элемент, как декор. Этот стиль во многом определился под влиянием таких абстракционистских течений в искусстве, как конструктивизм и кубизм.

Современная модульная и блочная мебель во многом обязана «кубическим» течениям этого стиля, а различные конструкции нынешней авагардистской мебели для работы и отдыха берут свое идейное начало в его конструктивистских поисках.

Доминирующей идеей мебели стиля модерн является функциональность при максимальной лаконичности форм. Каждый изгиб мебельной конструкции, каждая прямая линия или угол должны быть, в понимании модернистов, оправданы функционально, а не эстетически. Дизайн в понимании модернистов был категорией рее технической, социальной и производственной, чем эстетической.

Красоту мебельных форм они видели в подчеркнутой логичности и экономичности конструкции изделия. Для этого они широко использовали более пластичные и более устойчивые к нагрузкам материалы, чем древесина, - металлы и пластики. В качестве сидений и спинок стульев и кресел предлагались растянутые между опорными конструкциями плотная ткань или кожа.

В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели. Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки - открытые или закрытые и разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол - это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф - это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.

Находки, принципы и приемы модернистов лежат в основе многих типов современной мебели. О стиле или стилях современной мебели, как уже подчеркивалось в преамбуле этого раздела, однозначно говорить чрезвычайно сложно. Речь может идти скорее об отсутствии какого-либо определенного общего стиля - настолько широк и подвижен охват дизайнерских приемов, опирающихся на достижения мебельного искусства предшествующих культурных эпох и периодов.

Более четко можно говорить об одной общей тенденции, которой руководствуются передовые мебельные дизайнеры мира, - стремлении оперативно откликаться на требования людей к максимальной функциональности и комфортности мебели в сочетании с многообразием и варьированием ее форм.

И еще одна тенденция, относящаяся скорее к потребительским, нежели стилевым свойствам мебели, - ее ангажированность в зависимости от быстро меняющейся моды. Соответствие моде - вот единственный признак стильности, признаваемый массовым потребителем.

В жертву моде приносятся порой и функциональность, и комфортабельность мебели, и сочетаемость ее с прочими слагаемыми интерьера жилища. Мода определяет и отношение к эстетическим качествам мебели: модная мебель представляется нам красивой; вышедшая из моды теряет привлекательность в наших глазах. Так было и будет всегда.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Развитие стилей интерьера".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Facebook
Комментарии
< ?php sp_top_commentator(); ?>
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

batyanya2009@gmail.com

+380500208172

batya271

556809466

О сайте

Обширный цикл статей и обзоров по теме ремонта: ремонтно-строительные технологии, инструменты и материалы, профессиональные советы дизайнеров, отзывы специалистов-ремонтников. Нормативные документы по строительству, реконструкции и ремонту помещений. Галерея ремонтных работ и интерьеров в городских квартирах и загородных домах. Бесплатное размещение авторских статей.